Закон о вывесках и русском языке: новые обязанности и штрафы для бизнеса

Закон о вывесках и русском языке:
новые обязанности и штрафы для бизнеса

Президент РФ подписал так называемый «закон о вывесках», который обязывает
бизнес указывать важную для потребителей информацию строго на русском языке.
Вывески и информационные стенды, выполненные на иностранных языках, попадут
под запрет. За несоблюдение новых требований организациям и ИП грозят
административные штрафы.

Рассказываем, что поменялось в законодательстве о защите прав потребителей и
какие действия компаниям необходимо предпринять, чтобы избежать возможных
претензий со стороны правоохранителей и Роспотребнадзора.

Новые требования к оформлению вывесок
Федеральный закон от 24.06.2025 №168-ФЗ ввел новые ограничения на использование иностранных слов в предпринимательской деятельности, осуществляемой организациями и ИП.

Напомним, сейчас русский язык подлежит обязательному использованию в
деятельности органов государственной власти и организаций, в деловой переписке,
а также рекламе, размещаемой на территории РФ. Согласно ч.5 ст.5 Федерального
закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», использование в рекламе иностранных
слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации, не
допускается.

В то же самое время никаких ограничений на использование иностранных слов и
выражений в информационных вывесках и указателях на законодательном уровне
не установлено, что нередко приводит к нарушению прав потребителей. В связи с
этим Закон РФ от 07.02.1992 №2300-I «О защите прав потребителей» дополнен новой cт.10.1 «Информация, предназначенная для публичного ознакомления потребителей».

В соответствии с данной статьей вся информация, размещаемая на информационных
вывесках и указателях, должна быть выполнена на русском языке. Речь идет о вывесках, указателях, табличках, информационных знаках, билбордах,
растяжках и любых других конструкциях и поверхностях, на которые наносят сведения информационного (не рекламного) характера при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей.

При этом закон допускает использование на вывесках и указателях иностранных
языков и местных языков народов РФ, но только в качестве перевода информации с
русского языка. Другими словами, вывески и указатели сначала должны быть
исполнены на русском языке, а потом (при желании той или иной компании) могут
быть продублированы уже на иностранном языке.

К примеру, если сейчас для указания кофеен многие компании используют английские слова типа coffee, coffee house и café, то по новым правилам на информационной вывеске нужно будет употреблять слово «Кофейня», после которого может последовать уже перевод на любой другой иностранный язык. То же самое касается и информационных табличек со словами «вход», «выход», «закрыто», «открыто» и т.д.

Причем надписи на русском и иностранном языке обязательно должны быть идентичны по содержанию информации, предназначенной для публичного ознакомления потребителей, а также равнозначны по размещению и техническому оформлению (их шрифт, размер и цветовое оформление должны полностью соответствовать друг другу).

Данные требования вступят в силу с 1 марта 2026 года и будут обязательны для
исполнения всеми организациями и ИП, независимо от вида осуществляемой ими
деятельности и сферы работы. До указанного момента компании должны исправить
свои информационные указатели и вывески, оформив их на русском языке.
Но переводить на русский язык бизнесу потребуется не все информационные
указатели и вывески. Новые правила не распространяются на фирменные
наименования и товарные знаки. Таким образом, иностранные наименования
известных брендов и компаний в переводе на русский язык не нуждаются.

Новые требования к рекламе застройщиков

Наряду с новыми требованиями к оформлению вывесок и информационных указателей закон ужесточает требования и к рекламе компаний-застройщиков, привлекающих деньги граждан для осуществления долевого строительства жилья. В соответствии с законом все наименования домов и жилых комплексов, которые застройщик планирует использовать в рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, должны быть выполнены исключительно с использованием кириллицы.

Данные правила распространяются на наименования и коммерческие обозначения
(новый п.7 ст.2 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом
строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…»):

• любых объектов или группы объектов капитального строительства;
• любых вновь застраиваемых микрорайонов и кварталов;
• любых малоэтажных жилых комплексов.

Указывать в рекламе застройщиков названия жилых комплексов латиницей или при
помощи любого другого алфавита, кроме кириллицы, с 1 марта 2026 года запрещается.

До указанного момента все застройщики должны привести свою рекламу долевого
строительства жилья в соответствие с требованиями закона, исключив из нее
иностранные наименования.

Кроме того, для застройщиков с 1 марта 2026 года расширен перечень сведений,
которые они обязаны раскрывать участникам и потенциальным участникам долевого
строительства в границах территории малоэтажного жилого комплекса. В числе
раскрываемых сведений нужно указывать наименование малоэтажного жилого
комплекса, а также сведения о генеральном подрядчике, выполняющем работы в
соответствии с договором строительного подряда, заключенным с застройщиком
(новая редакция ч.3.3 ст.3.1 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ).

Штрафы за несоблюдение закона

Если организации и ИП до 1 марта 2026 года не приведут свои информационные
вывески в соответствие с новыми требованиями, то их оштрафуют по ч.1 ст.14.8 КоАП
РФ за нарушение прав потребителей на получение достоверной информации о
товаре (работе, услуге), изготовителе, продавце, исполнителе и режиме их работы.

Штрафы по указанной норме назначат в размере:

• от 500 до 1 000 рублей – для индивидуальных предпринимателей;
• от 500 до 1 000 рублей – для должностных лиц организаций;
• от 5 000 до 10 000 рублей – для организаций.

Для застройщиков, размещаемых рекламу долевого строительства жилья на
иностранных языках, штрафы будут гораздо выше, поскольку штрафовать их станут
не за нарушение прав потребителей, а за нарушение рекламного законодательства
по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

Штраф за подобное нарушение составит:

• от 4 000 до 20 000 рублей – для индивидуальных предпринимателей;
• от 4 000 до 20 000 рублей – для должностных лиц организаций;
• от 100 000 до 500 000 рублей – для организаций.