Самозанятые смогут владеть товарными знаками

Самозанятые смогут владеть товарными
знаками

Федеральным законом от 28.06.2022 No 193-ФЗ «О внесении изменений в часть
четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено внесение
изменений в ГК РФ в части установления возможности государственной регистрации
товарных знаков на имя граждан, в том числе самозанятых. Указанный федеральный
закон вступит в силу 29.06.2023.
Изменения позволят самозанятым гражданам официально владеть товарными знаками, защищать свои права на них, том числе в государственных органах, распоряжаться ими и получать вознаграждения по лицензионным договорам и договорам коммерческой концессии.
Согласно статье 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя
которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит
исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим
закону способом; правообладатель может распоряжаться исключительным правом
на товарный знак. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя
сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для
индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Что означает исключительное право на товарный знак

Обозначение, необходимое для индивидуализации (различения) товаров различных
производителей, будь то предприятия или индивидуальные предприниматели называется
товарным знаком. Для различных услуг и работ существует свое средство
индивидуализации – знак обслуживания. В юридическом контексте, применительно к
исключительному праву, действуют только два этих термина – товарный знак и знак
обслуживания. На практике же, как в обыденной речи, так и в бизнес-процессах, часто
употребляются схожие термины: бренд, логотип, слоган, торговая марка и т. д.
Признаки товарного знака:
Способность к различению. Роспатент не зарегистрирует в качестве товарного знака
общеупотребительное слово или словосочетание, характеризующее товар (к примеру,
«Вкусный хлеб»), поскольку никто не может обладать исключительным правом на такие слова и выражения. Новизна. Если товарный знак или знак обслуживания похож на уже существующее обозначение или целиком совпадает с ним, то исключительное право на такой знак оформить не удастся. Однако, если вы выпускаете товары совершенно иного типа и хотите использовать товарный знак, сходный с имеющимся (например, Puma – для любой продукции за исключением спортивной одежды и обуви), то это не запрещено законом.
Главное, чтобы товарный знак не создавал путаницы в голове у потребителя и не
маскировался под известный аналог, исключительное право на который охраняется
законом.
Охрана со стороны государства. Защитой исключительных прав на товарные знаки
и знаки обслуживания в РФ занимается государственное патентное ведомство –
Роспатент, а если конкретнее, то одно из его подразделений – Федеральный институт
промышленной собственности. Наличие возможности распоряжаться. Исключительное право на товарный знак само по себе является объектом, которым владелец может распорядиться на свое усмотрение: продать, отдать и т. д.
Ограниченный срок действия. Действие исключительного права на товарный знак (или знак обслуживания) начинается с момента его регистрации в государственном
патентном ведомстве и ограничено десятью годами, по истечении которых это право
можно неоднократно продлевать. Процедура продления облагается пошлинами, как
и сама регистрация товарных знаков.
Виды товарных знаков:
Словесные. К словесным товарным знакам, на которые можно получить исключительное право, относятся отдельные слова или их сочетания, набранные фирменным шрифтом (например, Coca-Cola).
Изобразительные. Это визуальные символы товара, нередко являющиеся их логотипами.
Смешанные. Такие товарные знаки могут содержать и слова, и визуальные элементы,
обычно объединяемые в логотипе.
Звуковые. Некоторые товары индивидуализируются только комбинацией звуков.
Иные. К ним относятся товарные знаки, не попадающие в остальные категории –
голографические, обонятельные и т. д.
Процедура подачи заявки на товарный знак:
1. Подача заявления в Роспатент о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака (с указание заявителя, место жительства, места нахождения);
2. Предоставить заявляемое обозначение, указать перечень товаров и услуг, в отношении которых вы испрашиваете государственную регистрацию товарного знака, и которые сгруппированы по классам международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков;
3. Оплата госпошлины на регистрацию товарного знака. В среднем, процедура
регистрации товарного знака занимает в пределах шести месяцев.