кому грозят в этом году проверки ККТ

Кому и при каких условиях грозят в этом году проверки ККТ

На 2023 год продлен мораторий на надзорные проверки, установленный постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 года No 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», принятым в прошлом году. При этом, ФНС указала, что постановление допускает:

• внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарной проверки по решению руководителя (замруководителя) ФНС России;
• мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования;
• в случае выявления при выездном обследовании нарушений – незамедлительное проведение контрольной закупки.

В рассматриваемом случае, речь идет только о внеплановых проверках, ведь плановых в этой сфере в принципе (то есть, в силу закона) не существует с марта прошлого года.

Проверки по обращениям граждан

По закону одним из оснований для проведения мероприятий с взаимодействием является наличие сведений о причинении (или об угрозе причинения) вреда охраняемым законом ценностям. Еще вариант – выявление индикаторов риска в отношении объекта контроля. Сведения об угрозах для охраняемых ценностей надзорный орган получает:

• из обращений граждан и организаций, от госорганов, из средств массовой информации; • при проведении контрольных мероприятий, в том числе, без взаимодействия. Даже если изначально проверяли других лиц.

В отношении обращений граждан ФНС указала, что актуально ее прошлогоднее письмо, где говорилось, что проверка по такому основанию возможна, если подтверждено, что нарушение вредит охраняемым законом ценностям, но при этом – в общем случае проверить нарушителя смогут лишь после снятия моратория.

При этом, ФНС сообщает, что по результатам рассмотрения подтвержденной информации о нарушении требований, установленных законодательством о ККТ, полученных из поступивших обращений граждан, запрос на проверку может быть направлен на рассмотрение руководству ФНС России строго при одновременном наличии следующих критериев:

• cведения, содержащиеся в поступивших заявлениях граждан и организаций, указывают на неприменение ККТ общепитом или торговыми сетями (сетями объектов по оказанию услуг). В прошлом году ФНС ограничивалась сетями, теперь, как видим, добавился и общепит;

• есть конкретные данные, позволяющие за что-то "зацепиться" при назначении штрафа (например, место, дата и время совершения и событие нарушения, другие данные).
Отбор по результатам наблюдений
Еще один вариант нарваться на проверку во время моратория – если нарушения закона о ККТ выявлены в результате наблюдения. ФНС тут не говорит о вреде охраняемым законом ценностям. При наблюдении налоговики могут использовать информацию из любых источников – из общедоступных, от любых подконтрольных лиц, от госорганов и так далее. И – отобрать претендентов на проверку. Затем инспектор может, опять же, получить согласование на каждую проверку от руководства ФНС РФ, но для этого необходимо, чтобы так сложились обстоятельства:

• сфера деятельности нарушителя – общепит или сеть торговых объектов (сеть объектов по оказанию услуг);
• отсутствует зарегистрированная ККТ при наличии такой обязанности или ККТ не применяется;

• налогоплательщик ранее привлечен к ответственности за ККТ, в том числе – в виде предупреждения, или получил предостережение, но не исполнил его;
• есть данные о событии нарушения (например, место, дата и время совершения и событие правонарушения, другие данные).
Еще о документарной проверке
Помимо названных выше причин, такая проверка возможна также по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России при условии согласования с прокуратурой.

Контрольная закупка

Таковая неизбежна сразу же по итогам выездного обследования безо всяких согласований, если обследование показало нарушение. Тут мораторий не действует. При этом, ФНС требует проверки злостных нарушителей, не меняющих модель своего поведения, если:

• нет зарегистрированной ККТ или она не применяется, когда надо, или же – нарушается порядок и условия регистрации и применения ККТ;
• ранее привлекались, в том числе получали предупреждения или предостережения, но это не подействовало;

• по истечении срока, предложенного для исправления нарушения и указанного в предостережении, не зарегистрировали ККТ или не начали применять ККТ при ее наличии.

При этом, необходимо наличие одновременно всех трех критерий. К такому нарушителю придут с вероятностью почти 100%.

По результатам контрольной закупки принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении. То есть – вполне могут выписать штраф (письмо от 30.01.2023 N Д-5-20/7@).