Законная обязанность по ведению воинского учета
Обязанность работодателей по ведению воинского учета работников установлена
в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 No 61-ФЗ «Об
обороне» и п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 No 53-ФЗ «О воинской
обязанности и военной службе». Согласно указанным нормам, ведение воинского
учета сотрудников является законной обязанностью всех коммерческих организаций
независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм.
Вести воинский учет обязана любая организация, в которой работает хотя бы один
военнообязанный сотрудник. Про индивидуальных предпринимателей в данных актах
ничего не говорится. Не упоминаются предприниматели и в Порядке осуществления
воинского учета, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 No 719. Данный
порядок распространяется только на организации.
Воинский учет с 5 августа 2023 года: новые штрафы и новые обязанности для
работодателей
Недавние изменения, внесенные в порядок воинского учета постановлением
Правительства РФ от 25.07.2023 No 1211 и вступившие в силу с 5 августа 2023 года,
также не обязывают ИП осуществлять воинский учет своих сотрудников. ИП в
настоящее время освобождены от ведения воинского учета. Вести его должны
исключительно организации.
Соответственно, на ИП не распространяются следующие обязанности, которые
сейчас исполняют организации в рамках осуществления воинского учета граждан:
• ведение личных карточек военнообязанных работников по форме, утв. приказом
Минобороны от 22.11.2021 No 700;
• ведение и хранение картотеки военнообязанных работников;
• оповещение военнообязанных работников о вызовах в военкомат по повесткам
и вручение им полученных из военкоматов повесток;
• ежегодное представление в военкомат карточки воинского учета;
• представление отчета о численности работающих и забронированных граждан,
пребывающих в запасе;
• представление в военкомат сведений об обеспеченности трудовыми ресурсами
на период мобилизации и на военное время;
• информирование военкомата о трудоустройстве и увольнении военнообязанных
сотрудников.
Требовать с ИП исполнения вышеуказанных обязанностей военкоматы не вправе. В
свою очередь, ИП могут не исполнять требования военкоматов, касающиеся
представления указанных выше сведений.
Споры с военкоматами
Несмотря на отсутствие в законодательстве норм, которые обязывали бы ИП вести
воинский учет своих работников, военкоматы нередко запрашивают у
предпринимателей документы воинского учета.
При этом военкоматы ссылаются на положения ст. 65 ТК РФ. Согласно указанной
норме, при заключении трудового договора с соискателем, являющимся
военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу, ИП должен запросить
у него документы воинского учета. Но указанное обстоятельство не свидетельствует
о том, что ИП в обязательном порядке должны вести воинский учет сотрудников и
представлять соответствующую отчетность в военкомат.
Воинский учет предприниматели могут вести на добровольной основе. Принудить их
к ведению такого учета и обязать на регулярной основе отчитываться о
военнообязанных работниках военкоматы не могут. Это подтвердил еще Президиум
ВАС РФ в постановлении от 28.04.2009 No 13798/08. Судьи разъяснили, что обязанность
по ведению воинского учета касается только организаций. Предприниматели эту
обязанность исполнять не должны. Поэтому предприниматель не должен нести никакой
ответственности за непредставление в военкоматы документов воинского учета и
прочей обязательной отчетности, которую сейчас сдают организации.
Ответственность ИП за неосуществление воинского учета
Ввиду отсутствия в законе положений, предусматривающих для ИП обязательное
ведение воинского учета работников, предприниматели не могут быть привлечены
и к административной ответственности за нарушение или игнорирование правил
воинского учета. Напомним, сейчас нарушение правил воинского учета грозит
привлечением к административной ответственности по следующим нормам:
• ст. 21.1 КоАП РФ – непредставление руководителем или другим должностным лицом
организации в военный комиссариат списков граждан, подлежащих
первоначальной постановке на воинский учет;
• ст. 21.2 КоАП РФ – неоповещение руководителем или другим должностным лицом
организации работника о его вызове в военкомат;
• ст. 21.3 КоАП РФ – непредставление руководителем или другим должностным лицом
организации сведений об изменениях состава постоянно проживающих работников
и работников, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания;
• ст. 21.4 КоАП РФ – несообщение руководителем или другим должностным лицом
организации в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об
уволенных с работы гражданах, состоящих на воинском учете.
Как видно из диспозиций перечисленных норм, ответственность за их нарушение
несут руководители организаций или же другие должностные лица организаций, на
которых возложена обязанность по ведению военно-учетной работы. По
перечисленным составам административных правонарушений ИП не могут быть
привлечены к ответственности даже теоретически, поскольку данные нормы вообще
не предполагают подобной возможности.